Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Среда, 08.05.2024, 06:05
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Портфолио

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок МХК "Архитектура Древней Руси"
12.06.2013, 15:08

Тема урока: «Архитектура Древней Руси»

Цель:

1. Познакомить с архитектурными особенностями Древней Руси, определить основные этапы развития древнерусской архитектуры X–XVII вв., которые во многом определялись внешней политикой Руси, продемонстрировать достижения русского зодчества.

2. Формирование умений анализировать произведения архитектуры путем сравнения, сопоставления, анализа архитектурных особенностей.

3.  Воспитание патриотизма, уважения к истории, традициям и культурному прошлому нашей Родины.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, ресурсы Интернет.

 План урока:

1.                Организационный момент.

2.                 Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Древней Руси это относится с некоторой поправкой. Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место.

Во времена Ярослава Мудрого древнерусское государство со столицей в Киеве достигло особого расцвета. По словам путешественников, посетивших Киев, говорили, что около 400 церквей украшали город. С приходом православия изменился облик древнерусских городов, появилось каменное строительство, стали строить «на века». Церкви строили по образцу крестово-купольного храма – в основе храма лежит греческий равноконечный крест, благодаря которому храмовое пространство статично, центрировано, собрано под купол, который, подобно покрову, осеняет молящихся. Здесь главное не динамика движения, а покой созерцания, обращенность внутрь и ощущение присутствия Бога. Сооружение представляет собой четырехугольник, разграниченный четырьмя столбами, так называемый четверик.

Появилась первая церковь святой Богородицы, которая получила название «десятинная» церковь. Название «десятинная» она получила потому, что князь Владимир дал на содержание церкви десятую часть своих доходов.

С XI века русские мастера отходят от строгого соответствия византийским традициям и ведут строительство сами, так в 1037 Ярославом Мудрым начинается возведение Софийского собора в Киеве. Он был заложен на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город.

София Киевская, общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками, основные размеры внутри здания (37х 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Это большой крестово-купольный храм, выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады, а завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию.

Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В XI веке проявились Софийские соборы в других крупных центрах Руси:

– Софийский собор в Новгороде 1052 г.

– Софийский собор в Полоцке заложен до 1036 г.

Софийский собор в Новгороде, построен в 1045-1050. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней. Имеет пять глав, одну лестничную башню и один пояс галерей. В целом объем здания монолитен и статичен. Внутреннее пространство отличается большой цельностью и компактностью. Своеобразна и кладка собора: главный материал здесь — камень-известняк, а кирпич использован преимущественно для арок и сводов. Новгородский Софийский собор строили мастера, которые возводили и Софию Киевскую, поэтому он во многом подобен Киевскому.

 Сравнительный план:

1.           Название.

2.           Год постройки.

3.           Архитектурные особенности.

4.           Купола.

5.           Особенности экстерьера.

6.           Материал.

Сравнение соборов в Киеве и Новгороде

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Заложен в 1037г.

Построен в 1045-50г.г.

Пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Мощные лестничные башни, расположены в живописной асимметрии у западных углов собора.

Пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней, имеет одну лестничную башню и один пояс галерей.

Имеет тринадцать куполов, образовывавших пирамиду

Имеет пять глав

Многоглавие имело и функциональный смысл, т.к. окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади залов.

Окна – узкие щели

Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады

Плинфа – красный кирпич

Образ храма в целом торжественный

Во внешнем фасаде нет украшений, внешний вид здания монолитен и статичен

Простота, строгость, ассиметрия

Кирпичи

Известняк

 Подведение итогов:

– Какие традиции архитектурного зодчества Русь заимствовала из Византии?

Почему в разных городах Руси были храмы, которые назывались одинаково – Софийский собор?

 Выводы:

1) в архитектуре Руси X-XI вв. на смену деревянному зодчеству приходит каменное княжеское строительство;

2) наследуются традиции крестово-купольного храма и строятся первые соборы по образцу Софийского собора в Византии;

3) c XI в. строительство храмов приобретает большой размах: во многих крупных центрах Руси (Киеве, Новгороде, Полоцке, Чернигове) появляются Софийские соборы, каждый из центров претендовал на независимый от Киева престол.

 

Самостоятельная работа учащихся: Рассмотреть и сравнить архитектурные особенности Успенских соборов во Владимире и в Москве.

Учащиеся изучают раздаточный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ), ресурсы Интернет.

 

Успенский собор во Владимире сначала был одноглавым, а затем приобрел еще четыре шлемовидных купола, окна спрятаны в глубине, что подчеркивает стройность и высоту, посередине храм был украшен ажурной аркатурой. Очень изысканный вид.

 

Успенский собор (1475-79 гг.) в Москве.

На Соборной площади Кремля, на месте обветшавших и тесных храмов времен Ивана Калиты были возведены новые. При постройке Успенского собора (1475-79 гг.) итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, следуя образцу владимирского Успенского собора, творчески соединил   наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение, поразившее современников "величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством”. Композиция нового собора была взята за образец при строительстве Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 85 гг.) и других.

Итог работы: учащиеся делают сравнительный анализ архитектурных особенностей Успенских соборов в г. Владимире и г. Москве. Владимирский Успенский собор играл огромную роль – он должен был показать независимость от Киева. Перед архитектурой ставятся две задачи: создать во Владимире архитектурный ансамбль, затмевавший архитектуру Киева и прославить в камне развитый культ Богородицы-покровительницы Владимира. Культу Богородицы придается «народный» характер (церковными деятелями сочиняется множество легенд о чудесах Богоматери и распространяется среди людей). Главной постройкой этого времени был Успенский собор, который задумывался, как владимирский церковный центр.

Московское государство считало себя наследником Владимиро-Суздальских княжеств, Владимир, в свою очередь был наследником Киева. Московское княжество стало заметно расти и занимать все более весомое место. Его усиление в ХII-XIV веках естественно сопровождалось развитием его архитектуры. Естественно, что новая политическая обстановка ставила перед строителями совершенно новые задачи. Нужно было построить в Москве значительные сооружения, которые бы подчеркивали роль возросшего государства. 

Изучив два Успенских собора, построенных в разные эпохи можно сказать, что основные черты образца были сохранены (аркатурно-колончатый пояс, пилястры и др.). Этим показывалось архитектурное следование определенному образцу. Но еще важнее был идеологический смысл «копирования» храма.

 

Успенский собор во Владимире

Успенский собор в Москве

Апсида

+

+

Световой барабан

+

+

Пилястры (квадр.)

+

+

Резной камень

+

-

Аркатурно-колончатый пояс

+

+

Количество глав

5

5

Для Древней Руси являлось очень существенным божественное происхождение первоначального храма, как уже говорилось ранее, поэтому огромное значение строительства Успенских соборов не вызывает сомнения и является своеобразной архитектурной традицией.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Успенский собор во Владимире 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному

Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

В течение многих лет храм перестраивался. Позднее к центральному шлемовидному куполу добавили 4 главы. Монументальность и статичность храма были усилены постановкой на углах галерей четырех глав, образовавших строгое и уравновешенное пятиглавие верхаНаружная отделка храма и сегодня поражает роскошью и изысканностью. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арками. Храм приобрел те качества, монументальность и торжественность, которые требовались от него изначально поставленной задачей 

Архитектурные особенности Успенского собора в Москве

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. В плане это шестистолпный пятиглавый собор. Строгий мерный ритм расстановки столбов отразился во всем композиционном строе здания, проникнутом беспримерной для русского зодчества математичностью построения. Вместо привычной крестово-купольной системы, когда центральные членения храма перекрываются сводами, образующими в плане крест, причем обычно они (центральные членения) шире боковых, здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест). Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Квадратные столбы и примкнувшая к ним алтарная преграда обособляют внутри восточную часть собора. Деление на неравноценные восточную и западные части подчеркнуто и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных массивных столба, поставленных в середине пролетов арок, переброшенных к восточной стене. Введение дополнительного южного столба в известной степени оправдано, поскольку связано с устройством сводчатых перекрытий Похвальского придела и размещенной над ним ризницы. Северный столб добавлен исключительно ради симметрии и лишен вообще какого-либо конструктивного значения. Еще более осложнила задачу Фиорованти необходимость построения апсид, без которых не мог обойтись православный храм. В итоге зодчий вышел из положения, сделав апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания. Кроме того, с боков снаружи их прикрывают небольшие стенки (выступы угловых лопаток). Самих апсид пять. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и приделы (Поклонения веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы и Дмитрия Солунского), существовавшие у храма предшественника. (Некоторые исследователи, например К.К. Романов, считали, что Дмитриевский придел появился позже.) В неменьшей степени проблему противоречия единству равномерно расчлененного пространства храма представляла и необходимость повторить пятиглавие взятого за образец собора во Владимире. Это пятиглавие в Успенском соборе сдвинуто к востоку в соответствии с традицией, при которой основной световой барабан размещался над амвоном. Как средний, так и угловые барабаны в соборе расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. В итоге центричность композиции присутствует лишь во внешней композиции здания, в его завершении, где средний барабан господствует своими размерами над угловыми. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Но там он естественнен, так как средние членения шире угловых. Здесь же Фиораванти пришлось пойти на некоторую хитрость. Если посмотреть внутри здания, видно, что отверстия в куполе равны. Диаметр же центрального барабана приблизительно на метр превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Образовавшееся в главе "лишнее" пространство Аристотель остроумно использовал как тайник: туда в случае опасности можно было отнести через крышу церковную казну. Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства, не разгороженного, а лишь архитектурно расчлененного широко расставленными стройными круглыми столбами. Это ощущение хорошо было передано словами летописца: "Бысть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостью, и звоностию и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опричь Владимирскиа церкви".

Внешний вид храма более традиционен. Фасады делятся лопатками на равные части: северный и южный - на четыре, западный и восточный - на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Архитектурный декор очень скромный. Гладь стен прорезается широким аркатурно-колончатым поясом со щелевидными окнами (несомненно восходящим к поясу владимирского Успенского собора). Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Перспективные порталы вместе с центральным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Апсиды равной высоты несколько понижены по отношению к основному объему. С запада к собору пристроена крытая паперть. Мнение о том, когда она была построена, у исследователей расходятся. 

Категория: Мои файлы | Добавил: Kolyadani
Просмотров: 8862 | Загрузок: 0 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 chicbabymomca  
0
Продажа одежды для детей и для мамы и папы Великолепная коллекция из Европы по распродажным ценам Гарантирована быстрая доставка Очень хороший подарок своим любимым www.Chicbabymom.Com

Имя *:
Email *:
Код *: